Мы пишем о кино, околокино и о том, как его снимают.

“ИНТЕРСТЕЛЛАР” (2014) КРИСТОФЕРА НОЛАНА: BTS + ОБЗОР

Обзоры 361

Год: 2014
Страна: США/Великобритания/Канада
Слоган: “Следующий шаг человечества станет величайшим”
Режиссёр: Кристофер Нолан
Сценарий: Джонатан Нолан/Кристофер Нолан
Оператор: Хойте Ван Хойтема
Монтаж: Ли Смит
Композитор: Ханс Циммер
Жанр: фантастика/драма/приключения
Бюджет: $165 000 000
Сборы в мире: $677 463 813
Премьера мир/СНГ: 26 октября/6 ноября 2014 г.
Возраст/рейтинг MPAA: 12+/PG-13
Продолжительность: 169 мин.
Трейлер:

О фильме. Когда засуха, пыльные бури и вымирание растений приводят человечество к продовольственному кризису, коллектив исследователей и учёных отправляется сквозь червоточину (которая предположительно соединяет области пространства-времени через большое расстояние) в путешествие, чтобы превзойти прежние ограничения для космических путешествий человека и найти планету с подходящими для человечества условиями.

Началось все довольно прозаично: Кипу Торну, учёному с мировым именем, позвонила его давняя подруга, американский кинопродюсер и писатель Линда Обст, попросив его помочь с одной идеей. В октябре 2005 года за ужином Линда сказала, что задумала научно-фантастический фильм и ей нужна помощь человека, который знает физику, как свои пять пальцев. Надо сказать, что Кип Торн уже более полувека в науке, так что он подошел как нельзя лучше.

Кип Стивен Торн – американский физик и астроном, один из главных мировых экспертов по общей теории относительности. Лауреат Нобелевской премии по физике 2017 года – за экспериментальную регистрацию гравитационных волн.

Примерно за четыре месяца Кип и Линда набросали сюжет фильма, где были черные дыры, червоточины, гравитация, пятое измерение Вселенной и контакты с существами из других измерений. Черновой вариант сценария они отправили Стивену Спилбергу через его агента. Каким же было их удивление, когда мэтр заинтересовался идеей!

Вращающаяся с огромной скоростью черная дыра (слева) и звездное поле, на фоне которого она движется (справа). Иллюстрация из книги “Интерстеллар. Наука за кадром”

Месяц спустя на встрече со Спилбергом Кип Торн и предложил придерживаться двух правил — благодаря этому фильм получился таким, какой есть:
1. Ни одна деталь не должна противоречить общепринятым законам физики и достоверным знаниям о Вселенной.
2. Домыслы по поводу строения черных дыр и галактик, космических путешествий, аномалий гравитации и любых физических явлений, о которых известно очень мало, должны быть основаны на тех идеях, которые принимают хотя бы несколько уважаемых ученых.

Однако так случилось, что Стивен Спилберг не довел проект до конца, и судьба этой замечательной картины долгое время висела на волоске…

Параллельно Линда и Стивен проводили собеседования с потенциальными сценаристами. Это заняло немало времени; в итоге был выбран 31-летний Джонатан Нолан, который прежде участвовал (в соавторстве с братом Кристофером) в создании лишь двух киносценариев («Престиж» и «Темный рыцарь», оба фильма — хиты).

Кристофер и Джонатан Нолан

Джонатан, или Джона, как называют его друзья, не очень разбирался в науке, зато был прекрасным человеком, любопытным и жадным до знаний. Много месяцев он штудировал книги, связанные с научными аспектами «Интерстеллар», и задавал Кипу каверзные вопросы. Работать с ним было одно удовольствие.

Джона Нолан, Кип Торн, Линда Обст

Всего через тринадцать дней после письма Линды о проблемах со Стивеном Спилбергом, Кип Торн получил от нее радостную весть: «Отлично поговорили с Эммой Томас…»
Эмма — продюсер, жена Кристофера Нолана и соавтор всех его фильмов. Они с Кристофером всерьёз заинтересовались «Интерстеллар». Линда была на седьмом небе. Джона позвонил ей и сказал, что «это наилучший вариант развития событий».

Кристофер Нолан
Кип Торн и Кристофер Нолан в декорациях управляющего модуля «Эндюранс»
Кристофер Нолан объясняет Мэттью МакКонахи суть сцены

СОЗДАНИЕ СПЕЦЭФФЕКТОВ

Работники цеха спецэффектов и компьютерной графики очень часто сталкиваются с необходимостью создать визуализацию того, чего еще никто никогда не видел. К этому добавляется требование современной киноиндустрии, чтобы все это выглядело реально, даже несмотря на то, что, собственно, никто толком и не представляет, как это, вообще, может выглядеть. В фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар», супервайзер спецэффектов Пол Франклин и команда Double Negative должны были создать визуализацию вещей не из нашего измерения, при том при всем максимально приближенную не только к квантовой физике и релятивистской механике, но также и к общему пониманию квантовой гравитации.

Создание чёрной дыры.

Возможно одной из самых значительных заслуг в достижении Нолановской задачи максимального реализма является изображение черной дыры Гаргантюа. Получив входные данные от Торна, создатели фильма приложили все усилия, чтобы показать поведение света в черной дыре и червоточине. Для Double Negative эта задача вызвала необходимость в написании полностью нового физического рендерера:

Создание огромных волн на водной планете.

В фильме Купер (Мэттью Макконахи), Амелия (Энн Хэтуэй), Дойл (Вес Бентли) и ИИ робот КЕЙС посещают полностью покрытую водой планету, волны на которой из-за очень близкого расположения к Гаргантюа достигают необычайных размеров.

Зрители уже видели тридцатиметровые волны в других фильмах, но согласно истории, этого было мало – по сценарию волны должны были быть более километра в высоту. Чтобы дать зрителю почувствовать эту высоту, Double Negative должны были переосмыслить стандартный подход к созданию воды.
«Когда Вы берете объекты такого масштаба», — объясняет Франклин, — «все характеристики, которые Вы ассоциируете с волнами, такие как буруны и завитки на вершине, просто пропадают, так как становятся незаметными относительно такой массы воды – то есть волна становится больше похожа на движущуюся гору из воды. Именно поэтому мы потратили много времени, работая над превизуализацией и раздумывая, как мы можем использовать такие масштабы волн и небольшой космический корабль Рэйнджер, смываемый ими. Важнейший момент сцены – когда волна настигает Рэйнджер и поднимает его высоко над поверхностью. И Вы видите, как корабль движется по волне вверх, становится все меньше и вдруг вообще теряется на ней. Это был ключевой момент для ощущения масштаба происходящего.»

Роботы.

Робот КЕЙС, спасающий Амелию от приливной волны, и его двойник ТАРС, на самом деле, были почти 90-килограммовыми металлическими куклами, управляемыми исландским артистом Биллом Ирвином. Каркас роботов был сделан из алюминия, корпус — пластины из нержавеющей стали. Чтобы сделать одного ТАРСа, у команды специалистов по спецэффектам уходило шесть недель и $20 тыс. Но если бы такой робот существовал в действительности, то цена его была бы гораздо дороже.

Кристофер Нолан хотел, чтобы в фильме было как можно больше реальных элементов, и вместо того, чтобы, как многие, просто нарисовать его, Double Negative необходимо было заниматься удалением исполнителя, находящегося позади робота.

Внешним обликом ТАРСа Нолан занимался вместе с продакшен-дизайнером Нэйтаном Кроули. В фильме мы видим, как робот может принимать три формы (кроме обычного монолитного состояния). Но изначально для него были придуманы еще два положения. Для съемок были сконструированы восемь роботов, и процентов 80 кадров с ТАРСом сняты вживую, а не нарисованы на компьютере.

Когда Нолан готовил фильм, он захотел показать модель ТАРСа своим детям. Ребятня была крайне разочарована: «Это же не робот, это коробка». Но когда режиссер оставил детей поиграть с роботом, то заметил, что вскоре они пришли в восторг, открывая разные панели, двигая элементы блока и т. д.

Несмотря на затраченные усилия на создание робота, он оказался неидеальным. Например, во время съемок в Исландии (местность там «сыграла роль» планеты с большими волнами) два ТАРСа просто заржавели в воде. Кстати, человеку, отвечавшему за контроль над роботами, также пришлось торчать в ледяной воде все время, пока делали кадры с роботом.

Космические корабли и шаттлы.

Работая над трилогией о Темном рыцаре, Нолан слепил модель бэтмобиля с помощью детского набора для творчества и так представил свое видение дизайнерам. Чтобы создать космические корабли для «Интерстеллара», пластилин уже не понадобился, но миниатюрные модели, все, же были сделаны. На маленьких моделях можно было проверить, как будет падать свет на корабли в фильме и другие физические особенности.

INTERSTELLAR, from Paramount Pictures and Warner Brothers Pictures, in association with Legendary Pictures.
Модель уже поврежденного взрывом “Эндюранса”.

Корабль «Эндьюренс» был продуман досконально. Выглядит он как диск диаметром с современный космический шаттл. Диск вращается 5 раз в минуту, создавая искусственную гравитацию для пассажиров. «Эндьюренс» задуман так, что может использоваться и как станция на случай, если космонавты останутся на другой планете. К кораблю прикреплены еще четыре дополнительных транспорта — для высадки при разных условиях. Так называемые «лэндеры» перевозят тяжелые грузы с «Эндьюренса» на поверхность планеты, а «рейнджеры» могут быстро перемещаться для разведки территорий.

Director/Co-Writer/Producer Christopher Nolan (second right from center) on the set of INTERSTELLAR, from Paramount Pictures and Warner Brothers Entertainment.

Представить четвертое пространство, как время и визуализировать это. Тессеракт.

Чтобы понять решение Double Negative, стоит понять природу измерений высшего порядка. Если объект покоится, допустим, мяч – для двухмерного пространства — это круг; для одномерного – линия. Если смотреть на этот круг в трехмерном пространстве, то мы увидим мяч (сферу). А вот что станет с ним, если перейти к четырехмерному пространству?
Если представить четвертое пространство, как время, то выходит, что тот же самый мяч, но не покоящийся, а прыгающий, и в бесконечно малый промежуток времени виден как тот же мяч. Но на протяжении всего пути он создает фигуру в виде трубы с полусферическими краями. То есть в четырехмерном пространстве мяч – это труба, а сфера – трехмерная проекция этой четырехмерной фигуры.
Если куб в трехмерном пространстве будет с течением времени менять свою форму, например, расти, то он же в четырехмерном пространстве будет изображаться, как коробка, которая со временем перерастает в большую коробку, отображая все состояния трехмерной коробки в течение всего времени ее существования. Она может анимироваться и менять форму так, как показано в этом видео:

По логике фильма, если Вы попадете в этот тессеракт, Вы сможете увидеть трехмерное пространство в любой момент времени его существования, например, в виде линий, уходящих в прошлое и будущее. Более того, если учесть предположение, что существует бесконечное множество параллельных реальностей, Вы увидите все линии всех возможных параллельных реальностей, уходящих в бесконечное множество направлений.
Именно это и есть концептуальное решение четырехмерного пространства, с которым работала студия: «нити» времени, которые видит Купер, выглядят как струны, и касаясь их, он может вызывать гравитационные вибрации, таким образом, общаясь со своей дочерью. Это действительно блестящий кусочек художественной научной визуализации!

Но как это снимать? Финальный вид «открытой решетчатой структуры» был вдохновлен именно концепцией тессеракта.
В нём существует пятимерное пространство, а не четырехмерное, таким образом, Купер может видеть любой момент в прошлом, настоящем и будущем, а также влиять на гравитацию в любом из этих моментов. Тессеракт позволяет ему общаться с дочерью в разные отрезки времени, и само время представляется в качестве пространственной, а не линейной величины. Все связано между собой струнами времени, которыми манипулирует Купер. Считается, что некие существа организовали все таким образом, чтобы тессеракт стал управляемым.

Идея сцены с тессерактом не давала покоя съемочной группе, Нолану и мастерам спецэффектов, они много раз откладывали съемки, пытаясь понять, как визуально представить данную идею. Многие месяцы раздумий и создания моделей привели к тому, что команда решила обойтись минимальными спецэффектами и отдала предпочтение реальной модели, с которой актеры могут физически взаимодействовать. Данный шаг был очень значимым для фильма, учитывая не только стоимость огромных декораций, но и невероятную концептуальную сложность, связанную с их созданием.

Модель взрыва на орбите.

В фильме есть сцена, когда доктор Манн (Мэтт Дэймон) – ученый, в одиночестве живший на другой планете и изучавший ее с точки зрения пригодности для колонизации, пытаясь убежать из своего космического плена, невольно учиняет взрыв на космическом корабле “Эндюранс”. Корабль должен был выдержать серьезную гравитацию и внештатные ситуации — так задумывал режиссер. Именно поэтому было решено сконструировать его в виде кольца из нескольких модулей. И, надо сказать, это решение не было ошибочным. Взрыв не уничтожает космолет, а только лишь повреждает два модуля и заставляет кольцо разомкнуться и вращаться с огромной скоростью. Однако инженеры предусмотрели и это, так что корабль остается в рабочем состоянии.

Слева: взрыв на “Эндюранс”, выше — посадочный модуль, ниже — планета Манн. Справа: поврежденный взрывом “Эндюранс”. Иллюстрация из книги “Интерстеллар. Наука за кадром”

Принципа достоверности придерживались во всем, что не могло отразиться на взрыве. Его, кстати, не моделировали на компьютере, а делали на настоящей съемочной площадке. Только киношники знают, каких усилий это стоило: все дело в том, что в космосе, во-первых, взрывы беззвучны — среды (материи) нет, значит, негде распространяться звуковым волнам, а во-вторых, по той же причине пламя должно быстро погаснуть, практически мгновенно. Как это удалось воплотить в жизнь здесь, на нашей Земле, где полно кислорода, — загадка.

Награды и номинации фильма “Интерстеллар” (2014)

Тяжело писать рецензию на такой сложный и многогранный фильм! 🙁
Во-первых, каждый человек воспримет “Интерстеллар” по-своему, а во-вторых, в нём затронуты теории и материи, многие из которых ещё не нашли стопроцентного научного подтверждения и сами по себе грандиозны; во многом революционны и отнюдь не просты для восприятия.
Лента в гораздо большей степени научная, чем популярная, а её глубокий смысл спрятан за ширмой безграничной любви отца к дочери (и наоборот).
Самая трудная для понимания часть – тессеракт (или кубическая призма), о котором я писал выше, где Купер оказывается после того, как его космический корабль разрушается внутри черной дыры. Писать о том, откуда он взялся, кем и для чего вообще был создан – бесчеловечно по отношению к тем (счастливчикам), кто ещё не видел фильм (ибо такого жестокого и циничного спойлера ещё не было в истории “О, Кино!” 😀 ). Но задумка-то, ой, как хороша!
Несмотря на практически трёхчасовую продолжительность, “Интерстеллар” захватывает: под музыку гениального немецкого кинокомпозитора Ханса Циммера, волшебная “картинка” бесконечной Вселенной завораживает ещё больше. Кстати, вот отличное видео о необычном помещении и инструменте, которые использовались для создания саундтрека: 

К слову, о картинке: тот титанический труд, который вложили фильммейкеры в визуальную составляющую “Интерстеллара”, желательно оценивать на большом экране. Равно как и звуковую дорожку – хотя бы посредством аудиосистемы домашнего кинотеатра.

Плюсы.

Сценарий, особенно научные теории, на основе которых построен фильм.

Спецэффекты.

МакКонахи. Гений. Как едет в машине, когда уезжает и потом смотрит сообщения за 23 года его отсутствия. Сцена встречи с состарившейся дочерью. Если вы не рыдали (хотя бы мысленно), когда смотрели это – у вас просто нет сердца! о_0

Музыка. Ханс Циммер. Только послушайте, как красиво звучит орган в эпизоде с ловлей дрона:

Hans Zimmer – Cornfield Chase (Interstellar OST)

… и как великолепна main theme, звучащая на фоне драмы расставания отца и дочери, да и на протяжении всего фильма:

Hans Zimmer – Stay (Interstellar OST)

Между прочим, музыка из “Интерстеллар” стала настолько популярной, что композитор играет её на своих live-концертах в сопровождении оркестра:

Hans Zimmer – Interstellar Theme (Live in Prague)

Морриконе умер (R.I.P. 🙁 ). Но Циммер с нами, что не может не радовать. Давайте ценить эту luxurious opportunity. 😉

Минусы.

Продолжительность в 169 минут. Тяжело (а хочется!) посмотреть весь фильм без перерыва.


Вывод. 9,5 из 10. Один из лучших научно-фантастических фильмов, и многочисленные награды, которые “Интерстеллар” получил, тому подтверждение. Минимум экшна, максимум эстетики космоса и размышлений на тему: а так ли объективна реальность, состоящая всего лишь из трёх измерений, которыми мы привыкли оперировать?
И что есть время?
Абсолютно плевать на некоторые сомнительные физические гипотезы. Серьёзный эксперт по ОТО, физик Кип Торн консультировал режиссёра по вопросам научной достоверности, да и первоначальная задумка принадлежала именно ему. Но дело ведь не в этом! Всё это только фон для драмы, разворачивающейся перед вашими глазами на протяжении всего фильма. Кристофер Нолан достаёт вашу душу, выворачивает её наизнанку пару раз и в конце кладёт обратно, как будто так всё и было. Вот почему надо смотреть и пересматривать это кино. Оно того стоит.

P.S. Фильм с преогромнейшим удовольствием просмотрен 2 раза. И это точно не окончательный результат. 😉



Внимание! Нас нет в других социальных сетях или мессенджерах!
Мы кино