Мы пишем о кино, околокино и о том, как его снимают.

BEHIND THE SCENES: КАК СОЗДАВАЛСЯ “ХИЩНИК” (1987)

Обзоры 524

Год: 1987
Страна: США/Мексика
Слоган: «В этом фильме Арнольд испытает все значения слова “боль”»
Режиссёр: Джон МакТирнан
Сценарий: Джим Томас/Джон Томас
Бюджет: $15 000 000
Сборы в мире: $98 267 558
Жанр: фантастика/боевик/триллер/приключения
Премьера (мир): 12 июня 1987 г.
Релиз на DVD/Blu-ray: 15 августа 2006 г./22 июля 2010 г.
Возраст/Рейтинг MPAA: 16+/R
Длительность: 104 мин.
Трейлер:

О фильме.

Американский самолет был сбит партизанами в Южной Америке. Оставшийся в живых экипаж находится в плену. Центральное разведывательное управление США бросает свои лучшие силы для освобождения американских подданных.
Элитная группа спецназа во главе с Датчем была заброшена в южноамериканские джунгли. Операция шла по плану до тех пор, пока они не наткнулись на поляну с растерзанными телами, опознать которые не представлялось возможным. Только по обрывкам униформы стало понятно, что это и есть экипаж сбитого самолета.
Понимая, что операция провалена, Датч отдает приказ двигаться к точке эвакуации. По дороге становится ясно, что что-то невидимое, сливающееся с лесом, охотится на них. Охотится, методично убивая одного за другим, забирая себе страшный трофей – череп с позвоночником.

Легенда. в 1982-м Стивен Спилберг выпустил «Инопланетянина», а Сталлоне тремя годами спустя — «Рокки IV», в котором его герой начистил физиономию русскому боксеру Ивану Драго в исполнении Лундгрена. С кем еще Рокки Бальбоа мог драться после такого мощного соперника? По Голливуду бродила шутка, пущенная кем-то из кинокритиков: пускай Слай выйдет против спилберговского Е.Т., с инопланетянами-то он еще не махался?

Сценаристы Джим и Джон Томас восприняли сей прикол всерьёз и… написали сценарий!
Сами сценаристы утверждают, что все это лишь домыслы. На самом деле сначала они придумали историю о братстве пришельцев-охотников, которые устраивают сафари на людей. Но бюджет был весьма ограничен, поэтому количество действующих лиц пришлось конкретно так подужать.
Бюджет, к слову, был немаленьким для фильма, снимать который доверили 36-летнему новичку Джону МакТирнану – $15 млн., что сегодня с учетом инфляции составляет примерно $34 млн.

Изначально фильм имел название «Охотник» (англ. Hunter) и предполагал сражение героя Шварценеггера и пришельца один на один, однако при обсуждении сценария с самим Арни от этой идеи отказались из-за слишком явной ассоциации с фильмами Сталлоне, в результате герою-одиночке добавили группу коммандос на подмогу. Но оказалось, что фильм с таким названием уже существует, и поэтому его пришлось сменить на «Хищник».

Эволюция Хищника.

Вся съемочная группа долго ждала, когда же дизайнеры и художники по костюмам покажут грозного инопланетянина. Когда в джунгли наконец привезли резиновый костюм пришельца, все увидели не ловкого и устрашающего охотника, а жалкую маленькую тварь с глазами вдоль вытянутой морды. Существо больше походило на какого-нибудь Джа-Джа Бинкса из «Звездных войн», но не на хитрого убийцу.

Увидев уже готовый костюм, Джон МакТирнан понял, что снимать такую штуковину не получится. И дело даже не в нелепом виде. В конструкции Хищника было два сустава на ногах, поэтому актер не смог бы ходить самостоятельно. Его должны были подвешивать на тросах, после чего в дело вступали бы кукловоды. Делать все это в условиях джунглей не представлялось возможным. Но деньги потрачены, съёмки надо продолжать.

При чём тут Ван Дамм? Хищника должен был сыграть Жан-Клод Ван Дамм — пожалуй, один из основных актеров-соперников Шварценеггера в лихие киноманские 1980—90-е. Бельгиец даже в течение двух дней приходил на съемочную площадку, но в конце концов подрался с одним из каскадеров, заявил, что не хочет быть «ходячим спецэффектом» с закрытым лицом, и был таков.

После ухода Ван Дамма на съемочной площадке начали циркулировать неприятные слухи о том, что проекту грозит закрытие. К счастью для зрителей, Джон МакТирнан предложил Стэну Уинстону заняться редизайном пришельца. За шесть недель мастер спецэффектов создал совершенно другой вид Хищника. Это он придумал волосы-дрэды, воинственный облик и страшенную челюсть с шевелящимися жвалами, идею которой ему прямо в самолете подсказал Джеймс Кэмерон.

Радикально обновленного Хищника в итоге сыграл бывший баскетболист Кевин Питер Холл, чей рост составлял 2 метра 18 сантиметров. С его тела сняли слепок, по которому смастерили костюм того самого Хищника, который стал легендой.

Книга джунглей. О съемках актеры вспоминают с содроганием. Львиную долю времени съемочная группа провела в мексиканских джунглях. Некоторые актеры похудели на 10—15 килограммов, ограничивая себя в пище. Делали они это не ради съемок, а ради того, чтобы не подцепить какую-нибудь заразу. Из-за грязной воды почти все страдали от диареи.

По словам исполнителей главных ролей, во время работы над «Хищником» больше требовалась выносливость, а не актерское мастерство. Первые две недели стандартное утро съемочной группы начиналось так: подъем в пять утра, легкий завтрак, изучение военных дисциплин, полуторачасовый марш-бросок по холмам Пуэрто-Вальярта, взвешивание, спортзал, снова военные дисциплины, и только после всего этого — репетиции. «Съемки длились по 14 часов в день, — вспоминал Шварценеггер. — Очень утомительно». Чтобы команда крепла, увеличивались и нагрузки: однажды их отвезли на грузовике за 30 миль от лагеря, высадили и предложили идти обратно пешком.

Почти все, что зритель видит на экране, — настоящие джунгли в дебрях Мексики. Они были настолько густые, что перед съемками лес пришлось изрядно проредить, чтобы увеличить зону видимости. А чтобы листья выглядели ярче, деревья время от времени поливали водой из шланга, сбивая пыль.

Кроме змей, насекомых, пиявок, москитов, заразы и прочей дряни, официально прописанной в джунглях, актеры также мучились от непогоды, особенно от ночных холодов. Больше всех досталось Шварценеггеру, так как в ряде сцен его приходилось с головы до пят обмазывать глиной, а это плохо сказывалось на теплообмене и еще сильнее охлаждало организм. В итоге Арни вечно била дрожь, и для согрева он принимал Jagertee, так называемый охотничий чай из смеси чая, меда, красного вина и шнапса. Осталось заметить, что в одном из выпусков телешоу «Разрушители легенд» было доказано, что вымазывание всего тела в глине не скрыло бы бойца от инфракрасного зрения хищника. А все потому, что довольно быстро слой глины прогрелся бы человеческим теплом.

Спецэффекты 80-х. Безусловно, самым впечатляющим спецэффектом в картине был полупрозрачный Хищник, активировавший режим маскировки. Чтобы отснять эти сцены, Кевину Питеру Холлу надо было поменять свой резиновый костюм на мешковатый ярко-красный комбинезон, лишь контуры которого совпадали с очертаниями охотника.
Сначала снимали сцены с актером, потом из кадров удалялся красный цвет костюма, а затем их накладывали на фоновое изображение джунглей, которые «просвечивали» сквозь фигуру Хищника. Чтобы создать переливающийся эффект контуров монстра, для съемок фонового изображения джунглей (к которому применяли специальную маску смещения с повторяемой фактурой) кинематографисты использовали более широкую линзу.
Кстати. Для пущей реалистичности прыжков Хищника с дерева на дерево к съёмкам пытались “привлечь” обезьяну, но упрямый примат, одетый к тому же в неудобный ярко-красный костюм, скакать по джунглям категорически “отказался”. 😀

Тяжело давались съемки теплового зрения Хищника. Оператор был вынужден использовать одновременно тепловизор и направленную на его экран камеру. При этом оба устройства приходилось перемещать синхронно. Иногда на съемки двух- или трехсекундного фрагмента уходило по шесть часов рабочего времени.

Необычная зелёная кровь Хищника есть не что иное, а странная смесь из лубриканта и жидкого вещества из светящихся палочек.

Все взрывы и стрельба снимались по зарекомендовавшему себя сценарию. В местах «бабахов» закладывались управляемые на расстоянии пиропатроны. Такие же заряды, только поменьше, вместе с пакетиками искусственной крови прятались каскадерам в специальные жилеты. Как только начинает стрелять оружие с холостыми патронами, ассистенту остается лишь по очереди активировать заряды.

Забавно, но самым невероятным в «Хищнике» члены съемочной группы называли не пришельца, а… шестиствольный пулемет, с помощью которого бравый американский спецназовец поливает джунгли свинцом. На самом деле это была модификация оружия, устанавливаемого на боевых вертолетах.

Для стрельбы пулемету был нужен источник энергии, поэтому в полевых условиях стрелять из него без вертолета или другой техники было затруднительно. Чтобы решить проблему, пришлось пропустить через штаны стрелка кабель, который вел к спрятанному за деревьями источнику энергии.

Но и на этом проблемы не закончились. Дело в том, что пулемет расстреливал весь боезапас меньше чем за 20 секунд. К тому же из-за сверхвысокой скорострельности человек просто не мог удержать оружие в руках. Специалистам пришлось втрое замедлить вращение шестиствольной махины, чтобы решить оба вопроса. Для пущей надежности актер пользовался специальной подпоркой, которая частично спасала его от отдачи во время стрельбы.


Джон МакТирнан говорил, что хотел снять простой качественный боевик в духе старой голливудской школы. В итоге «Хищника» номинировали на премию «Оскар», а для миллионов зрителей лента стала культовой. Вселенная картины расширилась настолько, что даже переплелась с еще одной легендой — миром ксеноморфов.

P.S. И как же без бонусов!? 😉 Ниже – видеоверсия о съёмочном процессе шедевра фанбо:

А по этой ссылке в сможете посмотреть фильм “Хищник” (1987) онлайн. 🙂


Внимание! Нас нет в других социальных сетях или мессенджерах!
Мы кино